Следующее интервью с сэнсэем Риндзиро Сирата, 9-ым данном айкидо из префектуры Ямагато, состоялось 4 июня 1983 года в доме сэнсэя. Опубликовано в июльском номере журнала «Aiki News» за 1984 год.

Aiki News: Хотя история айкидо очень важна, мы вынуждены признать, что мало материалов было опубликовано относительно довоенного периода.

Сирата сэнсэй: Нет почти никаких публикаций за исключением “Будо Рэнсю”, где было упоминание о “мокуроку” — свитке стиля дайто-рю. Он имеет отношение к “иккадзё” и подобным техникам. Это свиток с тем же содержанием, что и в “Будо Рэнсю”. В 1938, “Будо” был представлен всем людям, участвовавшим в становлении айкидо.

Aiki News: Был ли “мокуроку” тем свитком, который вы читали во время демонстрации айкидо в “Будокан”?

Сирата сэнсэй: Нет, не был. Я читал поэму, которая называется “Ueshiba Sensei o tatou” (Во славу Уэсибы сэнсэя), которая восхваляет Уэсиба сэнсэя как воплощение ками. Оба, Уэсиба сэнсэй и Гои сэнсэй были глубоко вовлечены в духовные вопросы, поэтому они знали друг друга очень хорошо. Вот почему Гои сэнсэй написал эту восхваляющую оду для Уэсибы сэнсэя сам. Она была опубликована в памятном фотоальбоме (стр. 99). Они встретились после войны.

Aiki News: Вы также были лично знакомы с сэнсэем Гои?

Сирата сэнсэй: Нет, я знаком с ним из слов Уэсибы сэнсэя. После того как я прочитал поэму во славу Уэсиба сэнсэя, я начал восхищаться Гои сэнсэем. Я чувствовал, что Гои сэнсэй был тем человеком, кто лучше всего понимал божественность Уэсибы сэнсэя.

Aiki News: Я понимаю, что взгляды Уэсибы сэнсэя относительно духовного мира были обусловлены сильным влиянием религии Омото.

Сирата сэнсэй: Ну, да, я думаю, Омото оказала на него большое влияние. Хотя вы, возможно, итак уже узнали, прочитав мемориальный фотоальбом или рассказы о сэнсэе Уэсиба, что оно значительно продолжало его изучение Будо. С тех пор как он был не в состоянии осознать свою цель, он присоединился к Омото и достиг просветления. Тем не менее, он не был удовлетворен этим, поэтому сам отправился в такие места, как Начи и Курама (Префектура Вакаяма и Киото) заниматься аскетическими практиками. В результате он был посвящен в тайны Будо.

Aiki News: А вы лично последователь идей Омото?

Сирата сэнсэй: Да, мой отец также был адептом этого течения. Уэсиба Сэнсэй и мой отец встретились, когда были вовлечены в Омото. Это привело к тому, что мой отец пожелал, чтобы я практиковал айкидо. Я обучался в додзё на протяжении периода Кобукан. Это был примерно конец 1931 или начало 1932 года.

Aiki News: Сколько вам было тогда?

Сирата сэнсэй: В начале того периода, известного как Кобукан, мне было где-то 18 или 19 лет. В то время там были Акадзава сэнсэй и Ёнэкава сэнсэй. Их старшими были Ивата сэнсэй, Юкава сэнсэй и Камата сэнсэй (смотри фото на стр. 43).

Aiki News: Как бы вы описали ту атмосферу, которая царила в додзё на тот период?

Сирата сэнсэй: Атмосфера додзё того времени полностью отличалась от того, что мы видим в современных залах. Там находился алтарь и висел свиток, в котором фразы “Takehayasusanou no ookami, futsunushi no ookami” и “Takemikazuchi no ookami” были расположены в центре. Жену Онисабуро Дэгути звали Сумико, и она была вторым преемником религии Омото. Муж их дочери (Наохи) – третий преемник, которого звали Хидэмаро, писал символы, используя собственные пальцы. Они — имена трех ками в Будо. Уэсиба сэнсэй очень почитал этих трех ками. Они были помещены в верхнее положение алтаря, и сэнсэй мог ходить туда и читать синтоистские молитвы. Уэсиба сэнсэй всегда был в окружении ками. Я думаю, он был вовлечен в эти практики еще задолго до того момента. Мы запоминали молитвы естественно. Мы ходили на коленях естественно, следуя его примеру.

Aiki News: С вашей точки зрения, сэнсэй, когда О-сэнсэй был на самом пике своего развития, до или после войны?

Сирата сэнсэй: Наверное, в последние годы жизни он был развит лучше всего. Я верю, что он достиг высокого уровня в своем развитии после тех лет, что провел в Ивама. Когда я переступил порог додзё, прошло около трех лет после того как Уэсиба сэнсэй вернулся в Токио из Киото. Это было как раз в середине его “сюгё” (аскетической тренировки). Каждый день был “сюгё”. В действительности, тренировки сэнсэя Уэсибы были гораздо длительнее наших занятий. Казалось, через обучение его энергия активизируется.

Aiki News: Как вы думаете, отношение Уэсиба сэнсэя к Будо очень изменилось в результате опыта войны?

Сирата сэнсэй: Можно сказать, он изменился после войны. Первоначально айкидо было создано с целью гармонии, поэтому я думаю, что он чувствовал это даже более остро. После того как мы проиграли в войне он столкнулся с реальностью и продолжил обучение Будо далее. В любом случае, это был период, где нужно было утвердиться. В наш период было много «нарушителей», которые приходили в додзе, чтобы бросать нам вызов.

Aiki News: Таковым был Тэнрю …

Сирата сэнсэй: Тэнрю не был нарушителем, но он бросил вызов О-сэнсэю, дивясь тому, каким странным стариком тот был. Но он потерпел сокрушительное поражение. Он остался в додзё лишь потому, что был побежден. Это было не то время, когда кто-то практикует айкидо, потому что хочет, как в наши дни. Те, кто были активно вовлечены в боевые искусства, могли присоединиться к додзё в результате поражения на поединке. Вряд ли кто-нибудь присоединялся бы к додзе, если бы выиграл. Это был период, когда нужно было победить в Будо. Мы учидэши (ученики, живущие в додзё) должны были, безусловно, побеждать, когда такие люди приходили. Если мы не одерживали верх над теми людьми, которые думали, что они могли бы легко справиться с нами, даже при том, что не было никакой возможности, они могли бы победить 0-сенсея, они бы вышибали из нас весь дух. Раньше мир Будо был таким. Вы абсолютно не можете проиграть. Вот почему наше додзё носило название «Адское додзё».

Aiki News: Я понимаю, что тренировки довоенных учидэши несколько отличались от того чем занимались другие ученики.

Сирата сэнсэй: Не было никакой специальной тренировки для учидэши. А если и было, то в « Ассоциации содействия Будо» в период Такэда.
В этом додзё были только такие люди как учидэши. Там не было никаких специальных классов исключительно для учидэши. Мы никогда не практиковали техники в каком-то особом порядке. Это не была практикой, когда нас учили. Как я уже говорил раньше, у Уэсибы была своя собственная тренировка. Таким образом, он практиковал те техники, которые сам хотел. Это была его тренировка. Способом, которым Уэсиба сэнсэй объяснял техники, было, прежде всего, присвоение имен божественным сущностям. После этого, он разъяснял движения. Он говорил нам: «Айкидо изначально не имеет какой-либо формы. Движения тела в соответствии со своим состоянием ума становятся техниками».

Aiki News: Каким образом начинающие учили базовые техники в то время?

Сирата сэнсэй: Они изучали техники, начиная с «иккадзё» из дайто-рю дзюдзюцу при помощи учидэши. Такие техники как «иккадзё», «никадзё», «шихо нагэ»… Тогда еще не было никакого «ирими нагэ». Были методы, которые, в более позднем отражении, можно рассматривать как прообразы «ирими нагэ». Сама же техника «ирими нагэ» была первоначально разработана самим О-Сэнсэем. Техники сэнсэя всегда менялись. Техники, имевшие корни в дайто-рю, превращались в техники айки, и когда сэнсэй тренировался сам, постепенно изменялись и его методы. Вот почему техники, которые изучал Томики сэнсэй и техники которые мы изучали. Методы, которые изучал Сиода сэнсэй и техники, которые Мурасигэ сэнсэй изучал раньше, полностью отличаются. Сэнсэй иногда говорил мне, “Сирата, мои техники изменились. Смотри!” И я наблюдал за ним. Они становились круговыми, таким образом, полностью отличаясь от предыдущих методов. Человеком, который систематизировал и усовершенствовал эти методы является настоящий дошу.

Aiki News: Кажется, что вы сохранили практики 0-сенсея с мечом, как это было раньше, до войны.

Сирата сэнсэй: Он не учил нас техникам меча напрямую. Он практиковал их сам. Мы учились, наблюдая за ним. Когда я был учидэши, Уэсиба сэнсэй приглашал учителя из Катори Синто-рю и обучался у него подобным техникам. 0-Сэнсэй иногда изучал их в течение определенного периода.
Заметка: Меч выражается через тело и движения тела выражаются через меч. Это означает, что тонкие изменения в дыхании (кокю), идущие от ки приводят к изменениям в ки, и они в свою очередь становятся движением тела. Эти движения становятся тайдзюцу, которое становится мечом.

Aiki News: О-сэнсэй в последние годы своей жизни использовал меч для пояснения техник. Делал ли он тоже самое на протяжении тренировок в довоенный период?

Сирата сэнсэй: Да, он использовал меч, когда мы отрабатывали шихо нагэ в довоенное время. Он говорил, что меч и тело являют собой одно и то же, те же слова относились и к работе с дзё. Нас учили, что разум — это источник, и движение тела выражается через руки, которые становятся дзё. Таким образом, дзё есть продолжение сознания.

Aiki News: Что преподаватели других Будо думали об отношении 0-сенсея к техникам меча?

Сирата сэнсэй: Я считаю, они думали, что это очень необычно. Учителя в то время изучали все из первоклассного Будо. Хакудо Накаяма сэнсэй и Сасабуро Такано в то время изучали первоклассные боевые формы. Они практиковали все формы старых школ, которые также присутствуют в современном кэндо. Считалось, что среди самих форм, живет дух основателя этих школ. Выражение духа становится техникой. Если бы 0-Сэнсэй взглянул на техники этих первоклассных школ, он понял бы их дух.

Aiki News: Выпадал ли вам шанс увидеть сэнсэя Такэда Сокаку?

Сирата сэнсэй: Да, я встречал его два или три раза. Как бы там ни было, я редко разговаривал с ним. Хотя он и был невысоким, он был хорошо сложен. Его взгляд был пронзительным.

Aiki News: Он преподавал в Кобукан додзё?

Сирата сэнсэй: Он не учил техникам. В старые времена они не учили никого кроме собственных учеников. Даже когда они учили собственных учеников, то учили согласно их личному уровню. Классические боевые искусства и сегодня преподаются в той же манере.

Aiki News: Вы когда-нибудь встречали сына Сокаку Такеда (Токимунэ)?

Сирата сэнсэй: Нет, не встречал. Я понимаю, что сейчас он на Хоккайдо. Иногда я общаюсь с дошу по этому поводу. Я слышал, что он занимается прекрасной работой, преподавая свое искусство, которое он назвал дайто-рю. Согласно дошу, он выразился ясно, “Мое искусство — это дайто-рю, не айкидо”. Даже если Уэсиба Сэнсэй изучал Дайто-рю, это не значит, что его искусство было дайто-рю. 0-Сэнсэй вышел за рамки этого, и в сочетании различных Будо создал то, что мы называем «айки но дзюцу». Хотя некоторые из оригинальных форм остались в его искусстве, его образ мышления и способы перемещения тела сильно отличались. Мое айкидо и айкидо Уэсиба сэнсэя совершенно разные. Техники Томики сэнсэя, Сиоды сэнсэя и Сайто сэнсэя — все разные. Я думаю, что это хорошо. Так как айкидо бесформенно, мы двигаемся согласно тому, как мы себя чувствуем. Тем не менее, мы должны делать это, не забывая при этом про дух Будо в себе. Мы должны практиковаться в то же время, не позволяя нашим техникам превратиться в подобие «айки танца». Это может быть нормально, если мы «танцуем» на начальном этапе, но постепенно это должно стать выражением Будо. Уэсиба Сэнсэй выразил айкидо в образе Будо. Религиозные люди выражают «айки» в религиозных терминах. “Айки” (“объединение ки”) выражается певцами в их песнях и актерами в их искусстве. Значение «айки» важно не только для Будо. Оно пронизывает все. Мы просто выражаем вещи, которые объединяют нас со Вселенной. Я думаю, это нормально.

Aiki News: Согласно вашим словам вы начали заниматься в возрасте 19 лет. Можете ли вы описать, как проходили тренировки в то время?

Сирата сэнсэй: Во-первых, я не мог тренироваться. Я был просто подчиненным как “Oshin” (бедная служанка – героиня высоко популярной телевизионной мелодрамы). (Смеется) Я чистил и мыл посуду, оставленную старшими учениками, а также чистил туалеты. Мы должны были делать все. После нескольких месяцев, когда появились более младшие студенты, нам было позволено тренироваться. Сначала мы просто наблюдали. Затем постепенно мы были готовы тренироваться. Вот так все и было.

Aiki News: Кто, на то время, являлся старшими учениками?

Сирата сэнсэй: В основном приходил мистер Ёнэкава. Мистер Юкава появлялся иногда. Также был человек по имени Фунахаси, который скончался. (Йоити) Иноуэ сэнсэй иногда посещал занятия, но не тренировался. Возможно, он и тренировался, но я этого не помню. Между Уэсиба сэнсэем и Иноуэ сэнсэем существовала некая сдержанность, и касательно последнего О-сэнсэй мог сказать что-то вроде: “Я не знаю, что делать с Йоити”. Что же касается женской части занимающихся, то это мисс Сэкигути и мисс Такако Кунигоси. Они приходили каждый день. И действительно были очень сильны. Против них я был беспомощен.

Aiki News: Мы говорили с госпожой Кунигоси около двух лет назад.

Сирата сэнсэй: Я уверен, она до сих пор помнит меня. Она частенько меня побивала. (Смеется) А я практически не мог ее победить.

Aiki News: Мы обнаружили, что Кунигоси сэнсэй – это тот человек, который делал рисунки для «Будо Рэнсю». Позировал ли 0-Сэнсэй фактически для техники?

Сирата сэнсэй: Это, возможно, имело место. Так как госпожа Кунигоси была художницей, рисовала она очень быстро. Даже если происходили небольшие изменения в деталях, она могла их быстро приметить.

Aiki News: Все ли ученики получили копию этой книги?

Сирата сэнсэй: Не все. Уэсиба сэнсэй дал их тем, кто привлек его внимание. Я тоже получил экземпляр. Те, кто получили книги, оставили деньги на алтаре, в качестве благодарности.

Aiki News: Я так понимаю, в то время Уэсиба сэнсэй посещал различные додзё. Часто ли вы сопровождали его?

Сирата сэнсэй: Было много додзё, таких как зал Военной Полиции, залы Военно-морской Академии и Торпедного техникума, а также додзё Акасака. Сопровождать О-сэнсэя было одной из многих грез для учидэши. Я завидовал старшим ученикам, которые сопровождали его. Когда же я, наконец, смог пойти с ним, я был очень рад. Техники сэнсэя менялись в зависимости от додзё.

Aiki News: Техники, которые он показывал на демонстрациях и в додзё, полностью отличались?

Сирата сэнсэй: Демонстрационные техники были действительно фантастическими, но были некоторые приемы в додзе, которые не могли быть объяснены. Была такая организация, она называлась “Seigankai”. Это была организация, которая хотела усовершенствовать техники Уэсибы сэнсэя (в то время его искусство называлось Уэсиба-рю дзюдзюцу не дайто-рю дзюдзюцу). Это была организация, состоящая из сторонников Уэсиба сэнсэя. Проходили собрания один раз каждые два или три месяца, что-то вроде того. Туда, Уэсиба сэнсэй надевал свое официальное кимоно, хаори (куртку) и хакама (широкие штаны) и мог провести специальную демонстрацию. Он показывал то, над чем работал, и эти собрания были действительно чудесными. Группа, на самом деле ведущих людей, могла там присутствовать. Там присутствовал военно-морской офицер по имени Исаму Такэсита и различные люди из финансового круга, из мира Будо и мира религии.

Aiki News: Лица, типа «нарушителей додзе » появлялись ли когда-нибудь в зале, в то время как вы занимались такой суровой подготовкой?

Сирата сэнсэй: Да, но они приходили не как “нарушители”. Они появлялись с намерением стать учениками и учиться. Как бы там ни было, вы нуждались в двух рекомендациях, чтобы получить разрешение войти в додзе. Без писем с разрешением, люди не будут показывать ни одной техники вообще. Для сэнсэя Дзигоро Кано техники демонстрировались, а для сэнсэя Мифунэ нет.

Aiki News: Некоторые учителя Айкидо ставят акцент на технике в то время как другие подчеркивают религиозный аспект. Какие моменты вы бы подчеркнули?

Сирата сэнсэй: Я думаю, что они одинаковы. Как вы знаете, ваш образ мышления выражается внутрь, и эти слова выражаются в физической реальности. Если физическая реальность на первом месте, дела идут нехорошо. Вы тут же возводите стену. Уэсиба сэнсэй также говорил, что дух всегда ведет тело.

Aiki News: Впервые я увидел вас семь лет назад, в то время основания Международной Федерации Айкидо. Я помню, вы отмечали важность разогрева перед тренировкой, и что вы лично были чудесно гибким.

Сирата сэнсэй: Ну, быть гибким необходимо. Я считаю, что гибкость особенно важна в наши дни. Мы должны растягивать наши тела основательно и непринужденно.

Aiki News: Выполняли ли вы разминку перед тренировкой в старые времена?

Сирата сэнсэй: Сэнсэй никогда не принуждал нас к разминке перед тренировкой. Мы разогревались сами, пока ждали прихода сэнсэя. Как только он приходил, начиналась практика. Даже если мы уже тренировались, прежде чем он пришел, мы обязаны были остановиться, сесть в положение сэйдза и начать с поклона. Когда Уэсиба сэнсэй не мог прийти, один из старших учидэши мог пойти к сэнсэю и получить разрешение для проведения тренировки. Техника, которую Уэсиба сэнсэй делал чаще всего, было иккё в положении сидя. Поэтому, старший ученик мог поинтересоваться, “Сэнсэй, мы хотели бы получить разрешение, чтобы делать сувари вадза иккё.” Уэсиба сэнсэй мог ответить: “Хорошо”. (Смеется) Тренировка длилась от одного до полутора часов. Мы часто делали упражнение “кокю ундо”. Я полагаю, вы можете назвать эти упражнения нашей разминкой. Они прицельно прорабатывали наши бедра и ноги. Уэсиба сэнсэй говорил, что мы должны начинать и заканчивать с «кокю ундо».

Aiki News: Много ли было травм во время довоенных тренировок?

Сирата сэнсэй: На протяжении тренировок почти не было травматизма. Мы были очень осторожны в этом вопросе. Один, кто получил повреждение, был старший ученик мистер Юкава (уже умерший). Он повредился, когда О-сэнсэй выступал перед императором. Мистер Юкава травмировался, выполняя падения для О-сэнсэя. Если вы показываете слабость по отношению к сэнсэю, вы рискуете получить травму (Смотри «Aiki News» № 53, где детально описан этот эпизод). До тех пор, пока вы будете серьезными, не будет никаких травм. Но были времена, когда наши запястья становились опухшими из-за никё, санкё, йонкё и невозможно было удерживать палочки для еды.

Aiki News: Вы написали какие-нибудь книги об айкидо?

Сирата сэнсэй: Не так быстро. Я делаю записи о тех вещах, про которые мы говорим сейчас, в своем блокноте шаг за шагом. Я также делаю заметки по поводу того, что я объясняю в додзё, по частям и кусочкам. Но как бы мы не объясняли, это не будет походить на слова О-сэнсэя. Уровень разный. Когда дело доходит до того, сколько раз мы тренируемся в неделю, выходит максимум семь или восемь часов. Но подход Уэсибы сэнсэя был другим. Он тренировался независимо от того спал он или бодрствовал, в то время как у меня была другая работа, и я занимался айкидо в свободное время. У меня нет врожденного таланта. А с таким раскладом, и объема обучения и времени для размышлений не хватает. Само собой уровни в таком случае будут различны. Мы не можем догнать его. К счастью, нынешний дошу, который вырос в хомбу додзё, может заниматься айкидо 24 часа в сутки. Он занимается айкидо все время. Его разум будет естественно открыт. До тех пор, пока вы не погрузитесь в айкидо на протяжении 24 часов, вы не сможете достичь величия. До тех пор, пока я практикую айкидо как любитель, занимаясь другой работой, я буду неспособен достигнуть уровня 0-сэнсэя. Вы должны закалять свой дух и тело все двадцать четыре часа.

Aiki News: Кажется, что Уэсиба сэнсэй погружался в Будо на протяжении всех 24 часов, на 100%, не обременяя себя финансовыми заботами.

Сирата сэнсэй: Да, он был равнодушен к тому, что касалось денег. Его жена управляла всем. Когда мы преподносили денежные подарки, он мог сказать: “В этом нет необходимости”. Мы же могли ответить: “Нет, нет. Это для духов ками.” (Смеется) Тогда, они могли получить их от этих же ками. Он сам не занимался такими вещами.

Похожие статьи

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.